+7 (495) 748-01-13 ещё 5 филиалов

Отличия CRM от ERP — какую программу лучше выбрать?

Системы управления бизнесом позволяют автоматизировать большинство рабочих процессов предприятия, а также облегчить контроль, планирование и прогнозирование внутри компании. Сегодня поговорим о проблемах выбора электронной системы управления для бизнеса, разберем основные задачи, которые должна решать программа. Определим разницу между системами CRM и ERP, а также проведем их сравнение. Итак, ERP и CRM — что это?

Определения CRM и ERP

Определение и принципиальные отличия в CRM и ERP системах

Customer Relationship Management — система управления взаимоотношениями с клиентами, собирающая и систематизирующая персональные данные. Основная цель CRM — сформировать процесс коммуникации с клиентом компании, максимально учитывающий его потребности или желания за счет персонализированных предложений и рекомендаций.

CRM учитывает и обрабатывает все пользовательские данные, которые записываются в отдельную для каждого клиента CRM-карточку. В программе регистрируется в хронологическом порядке:

  • ФИО, возраст, пол клиента.
  • Адреса и контактные данные.
  • История просмотров товаров.
  • Время, проведенное на сайте.
  • География трафика.
  • История покупок и платежей.

Собранная информация используется для создания рекомендаций клиенту, а также для автоматизации рабочих процессов компании. CRM помогает менеджерам на каждом этапе сделки: обрабатывает документы по шаблону, напоминает о необходимости повторить звонок или выставить счет, выводит информацию о компании в сложносоставных отчетах. Отсюда можно сделать вывод, что выбрать CRM стоит, если необходима автоматизация внутренних процессов предприятия и контроль над работой менеджеров.

Наиболее популярные CRM-системы на российском рынке: Битрикс24, amoCRM или Salesforce.

Enterprise Resource Planning — программа для планирования ресурсов компании, позволяющая контролировать каждый процесс организации и объединить отдельные подразделения компании в единый механизм. Основная цель ERP — сбор и обработка в единый массив всех данных о компании. Система позволяет синхронизировать деятельность всех подразделений предприятия — программа объединяет:

  • Склад и отделение логистики.
  • Производственные мощности.
  • Стол заказов и сервис доставки
  • Бухгалтерию.
  • Отдел маркетинга и рекламы.

Внедрение ERP-системы позволяет сформировать цельное информационное пространство для всех сотрудников предприятия, где будет храниться информация о производстве и товарообороте компании. Иными словами, ERP — система для управления ресурсной базой и производственной мощностью предприятия. 

Наиболее популярные ERP-системы на территории СНГ: Sage, SAP, или 1С:ERP

CRM или ERP — что выбрать?

Какую систему выбрать исходя из функциональных особенностей

Итак, что это такое — ERP системы и CRM, каковы их функциональные отличия? Оба программных продукта кардинально отличаются друг от друга в первую очередь спектром решаемых задач. Система CRM необходима для коммуникации и взаимодействия компании с клиентами, ERP — выполняет роль управления складом и производством. Параллельно для организации работы крупного предприятия также привлекаются программа бухгалтерского учета и система управления репутацией компании SERM.

Проведем более детальное сравнение возможностей CRM систем и ERP. К основным задачи CRM относятся:

  • Обеспечение прямой коммуникации с клиентами — CRM-система позволяет организовать работу менеджеров и объединить все поступающие заявки из мессенджеров, форм связи и соц. сетей в едином интерфейсе. Это ускоряет обработку лидов и повышает качество сервиса.
  • Мониторинг активности сотрудников — система ведет учет рабочего время работников, позволяет распределять отпуска, выводит график отсутствия. С помощью CRM удобно контролировать работу каждого сотрудника, а также распределять задачи по мере занятости специалистов.
  • Контроль всех этапов воронки продаж и получение отчетов — все данные о лидах и сделках фиксируются CRM. Кроме того, система поддерживает глубокую аналитику через сложносоставные или сводные отчеты, что позволяет определить проблемные места в воронке продаж и скорректировать рабочие процессы.
  • Организация работы сотрудников, настройка коммуникации внутри компании — с помощью CRM легко организовать связь внутри компании. Система представляет собой онлайн офис с защищенным облачным диском, социальной сетью, группами и чатом с возможностью настройки уровней доступа. 
  • Автоматизация рабочих процессов предприятия — автоматизация с помощью роботов и программных скриптов сокращает риск ошибок менеджеров по причине человеческого фактора, снижает нагрузку на персонал. Программа автоматизирует документооборот, перенос этапов сделки по воронке продаж и т. д.

CRM-система необходима в первую очередь для предприятий, специализирующихся на продажах товаров или услуг. Продукт позволяет автоматизировать внутренние процессы, контролировать работу сотрудников и отслеживать продажи.

Программа планирования ресурсов предприятия, в свою очередь, позволяет решить следующие задачи:

  • Систематизация всех процессов компании — ERP объединяет бизнес-процессы в едином интерфейсе, что позволяет оценить эффективность каждого процесса в комплексе и разработать план по оптимизации производства.
  • Координация и обмен данными между отделами — единый интерфейс также обеспечивает быструю связь между сотрудников разных отделов или подразделения предприятия.
  • Глобальный мониторинг внутренних процессов — программа предоставляет обширные возможности для аналитики благодаря систематизации и отслеживанию каждого процесса предприятия.

Таким образом, ERP обеспечивает оптимизацию производственной мощности предприятия, эффективное использование ресурсов, оперативное управление и координирование рабочих процессов.

Что дальше: где и как применяется каждое решение?

В каких отраслях бизнеса лучше выбрать то или иное решение

Итак, когда необходимо выбрать CRM, а в каком случае ERP? Система управления взаимоотношения с клиентами необходима для сфер бизнеса, в которых необходимо получить лояльность клиентов и выстроить долгосрочные отношения. CRM требуется для организации рабочих процессов в следующих сферах:

  • Услуги — туризм и индустрия гостеприимства, IT-услуги, аренда недвижимости или техники, предоставление бытовых услуг и т. п.
  • Финансирование — страхование, инвестиции, банки и кредитные организации.
  • Оптовая торговля — реализация товаров любой категории в крупных объемах.

В свою очередь, ERP необходима для организации производственных процессов, автоматизации, снижения производственных издержек и увеличения объема изготовляемой продукции. Система чаще всего применяется в следующих отраслях:

  • Производство FMCG — массовое изготовление товаров повседневного спроса.
  • Пищевая промышленность — переработка сырья, изготовление готовой продукции или полуфабрикатов.
  • Фармакология и химическая промышленность — производство мед препаратов, лекарств, а также добыча и изготовление органического и неорганического химсырья.
  • Масштабное или серийное производство — конвейерное производство дорогостоящего продукта: авиа- и автопром, изготовление запчастей и аксессуаров, т. д.

При этом для организации работы крупного предприятия системы CRM и ERP могут работать в комплексе. Яркий пример, компания по производству мебели с собственным отделом маркетинга. Для организации рабочих процессов и снижения издержек при производстве используется ERP, тогда как интеграция CRM в отдел маркетинга позволяет стимулировать продажи и увеличить лояльность клиентов. 

Как правильно выбрать CRM и ERP?

Как грамотно выбрать необходимый продукт

Определив, чем отличается CRM от ERP можно сказать, что первый продукт отвечает за сбыт, второй — контролирует процесс производства и логистику предприятия. Для большинства компаний достаточно внедрения CRM, ERP же подойдет для среднего и крупного бизнеса со сложными бизнес-процессами.

При выборе продукта для внедрения требуется учесть следующие факторы:

  • Круг задач — CRM подойдет при необходимости организации продажи, управления отделом маркетинга и налаживания коммуникаций с клиентами. При необходимости оптимизировать и отслеживать рабочие процессы всех отделов предприятия потребуется ERP.
  • Сложность бизнес-процессов — CRM-система подходит для запуска бизнеса по сбыту продукции или предоставления услуг. Например, IT-агентства или интернет-магазина. Для полномасштабного производства или перераспределения проектов между отделами предприятия функциональности CRM будет недостаточно — требуется внедрение ERP.
  • Доступный бюджет — отдельно стоит отметить стоимость интеграции и сложность настройки. Ввиду большей функциональности программы распределения ресурсов компании более сложны в настройке, обучение сотрудников работы с ERP также обойдется дороже. В свою очередь CRM намного доступнее и проще в управлении.

В некоторых случаях обе программы могут работать параллельно друг другу в рамках деятельности одного предприятия, либо быть объединены в один продукт. Первый случай возникает в результате роста и масштабирования бизнеса — ограниченная функциональность CRM дополняется опциями из ERP, а синхронизация данных между программами осуществляется через API. Вторая ситуация наблюдается при старте крупного производства с нуля или при полном реинжиниринге бизнес-процессов, где старая система заменяется ERP с интегрированным модулем CRM-системы.

Что в итоге?

Основной эффект от внедрения той или иной системы в работу предприятия

Сегодня мы определили ERP и CRM — что это программные продукты, необходимые для управления бизнесом. Основное отличие между программами заключается в функциональных возможностях, что и определяет их предназначение и практичность. Система CRM будет эффективна для организации работы внутри предприятия, независимо от объема штата или оборота продукции. В то время как система планирования ресурсов подойдет только крупного бизнеса или мануфактуры.

Говоря практическим языком, пользой от внедрения CRM будет замена для организации работы практически любого предприятия. Интеграция ERP для предприятия должна стать реальной потребностью, которая обусловлена спецификой деятельности или новым уровнем развития бизнеса. Внедрение программы управления ресурсами предприятия целесообразно при возникновении следующего ряда проблем:

  • Возникает недостаток информации, необходимой для принятия решений руководителем.
  • Для организации рабочих процессов используется несколько программ учета, либо функционирует несколько подразделений с разной структурой, что мешает сводить данные в единую систему.
  • Согласование рабочих моментов занимает много времени и тормозит работу предприятия.
  • Наблюдаются большие объемы несогласованных заказов, нарушение техпроцессов производства, перерасход сырья и материалов.
  • Возникают трудности при проверке статистических данных, работа предприятия трудно прогнозируема.
  • Сложносоставные и сводные отчеты приходится дорабатывать сторонними программами, возникают подозрения о недостоверности данных.

При наличии любой из перечисленных проблем возникает острая необходимость в оптимизации и реинжиниринге бизнес-процессов предприятия. ERP актуальна при работе с Big Data, когда необходимо обрабатывать большие массивы данных и контролировать сквозные процессы. Такая потребность возникает для на производствах полного цикла или конвейерного типа, а также в ритейле.

В остальных же случаях функциональностью ERP можно обойтись и ограничиться внедрением CRM-системы. Это позволит полностью решить задачи предприятия по оптимизации внутренних процессов и стимулирования продаж без лишних трудностей — интеграция CRM обойдется дешевле и не потребует длительного обучения для сотрудников.

При возникновении трудностей с подбором и внедрением ERP или CRM системы, вы можете обратиться к нашим специалистам. Менеджеры компании оперативно проконсультируют по вашему вопросу и помогут подобрать оптимальный вариант для решения любой проблемы.

 

Заявка на подбор и запуск CRM

Мы поможем подобрать CRM для вашего бизнеса

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности